Сайт педагога-психолога

        Жидковой Людмилы Викторовны

ВЕРНУТЬСЯ НА ГЛАВНЫЙ САЙТ           

Как помочь своему ребенку улучшить чтение

 

    Прежде всего, ваши занятия с ребенком должны быть ориентированы на психологическую  защищенность   ребенка,  его   комфорт,  потребность  в эмоциональном  общении  с вами. Дислексия - частичное   нарушение   процесса   чтения,   проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.   В   норме   чтение  представляет собой сложный    психофизиологический процесс,   в   котором    участвуют   различные   анализаторы:    зрительный, речедвигательный,     речеслуховой.     В  основе  его лежат     «сложнейшие механизмы    взаимодействия     анализаторов   и    временных  связей   двух  сигнальных систем». Процесс   чтения   начинается   со   зрительного  восприятия, различения и узнавания    букв.   В    дальнейшем    происходит    соотнесение     букв    с соответствующими       звуками     и     осуществляется       воспроизведение звукопроизносительного    образа     слова,   его  прочитывание.  И наконец, вследствие   соотнесения    звуковой     формы    слова    с   его    значением осуществляется понимание прочитанного.   

      Т. Г. Егоров выделяет следующие ступени формирования навыка чтения:

1) овладение звукобуквенными обозначениями;

2) послоговое чтение;

3) становление синтетических приемов чтения;

4) синтетическое чтение.   

Каждая       из      них    характеризуется    своеобразием,      качественными особенностями,     определенной    психологической    структурой,     своими трудностями и задачами, а также приемами овладения.   Нарушения   чтения    могут    вызываться    причинами    органического   и функционального характера. Дислексии бывают обусловлены органическими повреждениями    зон    головного    мозга,  принимающих участие в процессе чтения.  Функциональные    причины     могут    быть     связаны    с      воздействием внутренних    (например,     длительные      соматические     заболевания)     и внешних    (неправильная    речь     окружающих,   двуязычие, недостаточное внимание    к развитию речи ребенка со стороны взрослых, дефицит речевых контактов).  Расстройства чтения часто    наблюдается    у  детей с минимально мозговой дисфункцией, с задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями устной речи. Таким   образом,  дислексия  чаще всего появляется в структуре сложных речевых и нервно-психических расстройств. Некоторые   авторы   отмечают    наследственную предрасположенность при нарушениях чтения.  При дислексии  наблюдаются следующие группы ошибок:  Замены    и   смешения   звуков    при чтении,   чаще всего фонетически близких звуков    (звонких и глухих и др.), а также   замены графически сходных букв (Х-Ж, П-Н, З-В и др.  Побуквенное чтении нарушение слияния звуков  в слоги и слова, буквы называются поочередно (р, а, м, а)  Искажения   звукослоговой    структуры  слова, которые проявляются в пропусках     согласных   при    стечении,   добавлениях, перестановках звуков, пропусках, перестановках слогов и др.  Нарушения понимания прочитанного, которые проявляются  на уровне отдельного слова,   предложения и   текста, когда  в процессе чтения не наблюдаются расстройства технической стороны.  Аграмматизмы      при     чтении.     Отмечаются   нарушения падежных окончаний,    согласования       существительного    и   прилагательного, окончаний глаголов и др.      Симптоматика    и    течение     дислексии    во  многом зависит от ее вида,         степени выраженности, а также этапа овладения чтением.       Упражнения,  направленные на формирование навыка чтения:  Чтение   слогов  (сверху вниз, снизу вверх, слева направо, справа налево) например таких: ма      мя            на      ня          ра     ря            са      ся            фа     фя му      мю           ну     ню         ру     рю           су     сю           фу     фю мы     ми            ны     ни         ры    ри            сы     си            фы    фи мо      ме            но      не         ро     ре             со      се           фо      фе мэ      ме            нэ       не         рэ     ре             сэ      се           фэ      фе

 - чтение слогов на скорость, дать образец быстрого чтения слогов; 

 - соединение слогов, чтобы получились слова;  

 - чтение слов и соединение их с подходящими картинками ;  

чтение слов наоборот побуквенно (лето- отел) ;  

чтение    наоборот      по словам  (птица сидела на ветке -  ветке на сидела птица);  

чтение с закрытой верхней (нижней) половиной строки; 

 чтение наложенных слов;  

чтение зашумленных слов;  поиск в тексте заданных слов; 

 чтение перевернутого текста под разным углом (голову ребенок держит прямо);  

поиск в тексте конкретной буквы с последующим ее выделением;  

чтение деформированного текста, расположенного под наклоном, спирали,  и т. д.;  

чтение разрезанного текста    (разрезан    по   вертикали   на две равные половины, и  они    сдвинуты    относительно друг друга    на две или три строки);  

чтение текста с окошечком (при угадывающем чтении);  

добавление пропущенных букв  в  словах; 

 чтение со скрытыми окончаниями;  

чтение подписей под картинками; 

 чтение инструкций;  

чтение   текстов,    в которых    некоторые   слова представлены в виде рисунков;  

чтение ответа на вопрос;  

чтение в  учебнике по чтению  текстов,    которые  еще не были заданы учителем, таким образом, создание «ситуации успеха»;  

разгадывание ребусов, кроссвордов, загадок;  

 в      совместном       досуге    взрослого      и     ребенка    использовать    настольные учебно-развивающие игры «Эрудит», «Буковки» и др.;  

 ежедневное получасовое чтение  в выходные  дни,   на каникулах  (без критических замечаний, без исправления ошибок) порадоваться вместе с ребенком, что еще одна тренировка в чтении состоялась;  

чтение одного текста 3- 4 -5 раз   (пока ребенок   не будет   читать текст легко и быстро)  это может занять 1 день или 2 дня; 

 Не желайте       страстно      результата,     но      ежедневно     трудитесь   над   улучшением чтения.

Результат обязательно будет, но не так скоро как бы вам хотелось.

Желаю      ВАМ    терпения,       трудолюбия,       успехов         в   совместной   деятельности       с  детьми,    мудрости,    огромной любви к вашим детям  и процессу жизни.

Источник: http://5fan.ru/wievjob.php?id=67632

Дата последнего обновления страницы 19.02.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»