Прежде всего, ваши занятия с ребенком должны быть ориентированы на психологическую защищенность ребенка, его комфорт, потребность в эмоциональном общении с вами. Дислексия - частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера. В норме чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют различные анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой. В основе его лежат «сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем». Процесс чтения начинается со зрительного восприятия, различения и узнавания букв. В дальнейшем происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и осуществляется воспроизведение звукопроизносительного образа слова, его прочитывание. И наконец, вследствие соотнесения звуковой формы слова с его значением осуществляется понимание прочитанного.
Т. Г. Егоров выделяет следующие ступени формирования навыка чтения:
1) овладение звукобуквенными обозначениями;
2) послоговое чтение;
3) становление синтетических приемов чтения;
4) синтетическое чтение.
Каждая из них характеризуется своеобразием, качественными особенностями, определенной психологической структурой, своими трудностями и задачами, а также приемами овладения. Нарушения чтения могут вызываться причинами органического и функционального характера. Дислексии бывают обусловлены органическими повреждениями зон головного мозга, принимающих участие в процессе чтения. Функциональные причины могут быть связаны с воздействием внутренних (например, длительные соматические заболевания) и внешних (неправильная речь окружающих, двуязычие, недостаточное внимание к развитию речи ребенка со стороны взрослых, дефицит речевых контактов). Расстройства чтения часто наблюдается у детей с минимально мозговой дисфункцией, с задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями устной речи. Таким образом, дислексия чаще всего появляется в структуре сложных речевых и нервно-психических расстройств. Некоторые авторы отмечают наследственную предрасположенность при нарушениях чтения. При дислексии наблюдаются следующие группы ошибок: Замены и смешения звуков при чтении, чаще всего фонетически близких звуков (звонких и глухих и др.), а также замены графически сходных букв (Х-Ж, П-Н, З-В и др. Побуквенное чтении нарушение слияния звуков в слоги и слова, буквы называются поочередно (р, а, м, а) Искажения звукослоговой структуры слова, которые проявляются в пропусках согласных при стечении, добавлениях, перестановках звуков, пропусках, перестановках слогов и др. Нарушения понимания прочитанного, которые проявляются на уровне отдельного слова, предложения и текста, когда в процессе чтения не наблюдаются расстройства технической стороны. Аграмматизмы при чтении. Отмечаются нарушения падежных окончаний, согласования существительного и прилагательного, окончаний глаголов и др. Симптоматика и течение дислексии во многом зависит от ее вида, степени выраженности, а также этапа овладения чтением. Упражнения, направленные на формирование навыка чтения: Чтение слогов (сверху вниз, снизу вверх, слева направо, справа налево) например таких: ма мя на ня ра ря са ся фа фя му мю ну ню ру рю су сю фу фю мы ми ны ни ры ри сы си фы фи мо ме но не ро ре со се фо фе мэ ме нэ не рэ ре сэ се фэ фе
- чтение слогов на скорость, дать образец быстрого чтения слогов;
- соединение слогов, чтобы получились слова;
- чтение слов и соединение их с подходящими картинками ;
чтение слов наоборот побуквенно (лето- отел) ;
чтение наоборот по словам (птица сидела на ветке - ветке на сидела птица);
чтение с закрытой верхней (нижней) половиной строки;
чтение наложенных слов;
чтение зашумленных слов; поиск в тексте заданных слов;
чтение перевернутого текста под разным углом (голову ребенок держит прямо);
поиск в тексте конкретной буквы с последующим ее выделением;
чтение деформированного текста, расположенного под наклоном, спирали, и т. д.;
чтение разрезанного текста (разрезан по вертикали на две равные половины, и они сдвинуты относительно друг друга на две или три строки);
чтение текста с окошечком (при угадывающем чтении);
добавление пропущенных букв в словах;
чтение со скрытыми окончаниями;
чтение подписей под картинками;
чтение инструкций;
чтение текстов, в которых некоторые слова представлены в виде рисунков;
чтение ответа на вопрос;
чтение в учебнике по чтению текстов, которые еще не были заданы учителем, таким образом, создание «ситуации успеха»;
разгадывание ребусов, кроссвордов, загадок;
в совместном досуге взрослого и ребенка использовать настольные учебно-развивающие игры «Эрудит», «Буковки» и др.;
ежедневное получасовое чтение в выходные дни, на каникулах (без критических замечаний, без исправления ошибок) порадоваться вместе с ребенком, что еще одна тренировка в чтении состоялась;
чтение одного текста 3- 4 -5 раз (пока ребенок не будет читать текст легко и быстро) это может занять 1 день или 2 дня;
Не желайте страстно результата, но ежедневно трудитесь над улучшением чтения.
Результат обязательно будет, но не так скоро как бы вам хотелось.
Желаю ВАМ терпения, трудолюбия, успехов в совместной деятельности с детьми, мудрости, огромной любви к вашим детям и процессу жизни.
Источник: http://5fan.ru/wievjob.php?id=67632