Сайт педагога-психолога

        Жидковой Людмилы Викторовны

ВЕРНУТЬСЯ НА ГЛАВНЫЙ САЙТ           

Игры и упражнения

 

Игры и упражнения, рекомендуемые родителям

для домашних занятий с детьми

 

Предложенные упражнения способствуют развитию познавательных процессов: внимания, памяти, мышлении. Они рекомендованы детям, начиная со старшего дошкольного возраста.

 

Заниматься с детьми лучше систематически 3-4 раза в неделю по 10-20 минут. Выполнять от 2 до 4 различных упражнений, каждое упражнение повторять 3-4 раза.

 

Упражнение на тренировку распределения внимания.

 

Ребёнку предлагается задание: вычёркивать в тексте 1-2 буквы, а в это время ему читают сказку (2-4 минуты). Потом проверяют, сколько букв ребёнок пропустил при зачёркивании. В конце ребёнка просят рассказать, что он услышал и понял из сказки.

 

Бывает, что первые неудачи вызывают протест и отказы, но в то же время первые успехи окрыляют, рождается спортивный азарт. Успех, сказывающийся на учебной деятельности, приходит не сразу, необходимо время и терпение. Достоинства подобного задания в возможности игрового и соревновательного его оформления.

 

Обратите внимание! Занимаясь с дошкольниками, не спешите выполнять задание в полном объёме. Начните просто с вычёркивания одной буквы (без сказки). Затем задание можно усложнить, предложив ребёнку одну букву зачёркивать, а другую подчёркивать (элемент переключения внимания). Другой вариацией упражнения может стать выполнение задания с одновременным счётом зачёркнутых букв (распределение внимания между двумя действиями). Помните, что для детей 5-7 лет единичные ошибки при выполнении задания являются нормой. Чтение сказки уместно добавлять детям-школьникам.

 

Упражнение на развитие концентрации и переключения внимания.

 

Когда идете по улице, обратите внимание ребенка на то, что вокруг: сколько птичек на ветке, какого цвета машина стоит рядом и др.

 

Графические диктанты для дошкольников хорошо помогают родителям и педагогам планомерно подготовить ребенка к школе и предотвратить такие типичные трудности в обучении, как неразвитость орфографической зоркости, неусидчивость и рассеянность. Регулярные занятия с данными графическими диктантами развивают у ребенка произвольное внимание, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, усидчивость.

 

«Топ-хлоп» - игра на развитие внимания, памяти.

 

Ведущий произносит фразы-понятия - правильные и неправильные. Если выражение верное, дети хлопают, если не правильное - топают.

 

Примеры: "Летом всегда идет снег". Картошку едят сырую". "Ворона - перелетная птица". Понятно, что чем старше дети, тем сложнее должны быть понятия.

 

Опиши соседа - игра на развитие памяти, внимания, наблюдательности.

 

В принципе, описывать можно что угодно, а не только соседа. Игра удобна тем, что проводить ее с ребенком можно в любых условиях - на прогулке, дома. Можно устроить что-то типа соревнования. Вы вместе с ребенком выбираете знакомый вам обоим предмет, человека, животного, игрушку, дом и т.д., и нужно припомнить как можно больше отличительных его свойств, признаков. Называть можно по одному признаку, по очереди. Проигравшим считается тот, кто не сможет вспомнить что-нибудь об этом предмете, когда будет его очередь.

 

Обратите внимание! С детьми дошкольного возраста «вспоминать» можно только что рассмотренный объект. Например, 1-2 минуты вы рассматриваете игрушку, потом убираете её из поля зрения и начинаете вспоминать признаки. Спустя некоторое время (час-два) к этому упражнению можно вернуться, но игрушку уже не показывать ребёнку. Если ребёнок испытывает трудности, при рассматривании игрушки проговорите отличительные признаки вслух, а затем начинайте их «вспоминать».

 

Ещё одной вариацией этой игры является всем известная игра «Что изменилось?»: ребёнок выходит из комнаты, Вы в это время что-то переставляете, прячете и т.д., малыш должен заметить, что изменилось.

 

Упражнение на развитие зрительной и двигательной памяти

 

Мама или папа, переходя из одного места комнаты в другое, принимают в этих местах разные позы (таких мест и поз должно быть 4-5). Затем ребенок должен обойти те же места и повторить те же позы сначала в том порядке, в котором они были показаны, а потом в обратном.

 

Развитие эмоциональной памяти

 

Находясь с ребенком в новых для него местах, особенно на природе, обращайте его внимание на пейзажи, на звуки, наполняющие природу. Очень важно, чтобы дети запоминали свои чувства, ощущения, возникающие во время отдыха, веселья. На первых порах названия ощущений, эмоций, состояний проговаривает взрослый, вскоре ребёнок и сам овладеет «эмоциональной» терминологией. Это те состояния, воспоминания о которых помогут им не только пережить минуты печали, обиды, но и избавиться от страхов, довольно часто проявляющихся у дошкольников.

 

Упражнение на развитие слуховой памяти

 

Кто-то из родителей назовет 5-7 (7-10) цифр, букв, слов. Ребенок должен постараться запомнить их в том порядке, в каком они назывались. Например: 9, 3, 7, 10, 4, 1, 6, 8, 2, 5. 

 

Упражнение для развития мышления у детей.

 

Игра "Данетка"

 

Суть этой замечательной игры для всех заключается в том, что ведущий загадывает слово или рассказывает условия какой-то совершенно необычной ситуации, а игроки (дети или взрослые) должны разгадать слово или объяснить ситуацию, задавая такие вопросы, на которые можно дать один из трёх ответов: "да"; "нет"; "и да и нет.

 

Самое простое - это задумать героя известного детям литературного произведения, - сказки, стихотворения, басни, даже песни (Буратино, Черномор, Иванушка-дурачок).

 

Визуальные "данетки"

 

На столе раскладывают много предметов или картинок. Задают вопрос: "Какой предмет я загадал?" Возможные отсекающие вопросы:

 

· Предмет лежит в правой половине стола? "Да".

 

· Предмет лежит в верхней четверти стола? "Нет" и т. д.

 

Сократив поле поиска по "территориальному" признаку, можно использовать видовые признаки: форма, цвет, вес.

 

Упражнение "Противоположности"

 

Называется какое-либо качество или действие, например, «тепло». Ребёнок называет противоположное слово – «холодно». Затем можно поменяться ролями, пусть ребёнок загадывает слово, а вы будете подбирать противоположное.

 

       Для детей постарше можно использовать следующий вариант игры. Называется какой-то предмет, например, «дом». Надо назвать как можно больше других предметов, противоположных данному. При этом следует ориентироваться на различные признаки предмета и систематизировать его противоположности (антиподы) по группам. К примеру, в данном случае могут быть названы: «сарай» (противоположность по размеру и степени комфорта),«поле» (открытое или закрытое пространство), «вокзал» (чужое или свое помещение) и т.д. Побеждает тот, кто указал наибольшее количество групп противоположных предметов, четко аргументировав при этом ответы.  Задание направлено на сравнение предметов, поиск их свойств.

 

 

Дата последнего обновления страницы 19.02.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»